Симптомы аутизма у детей

Симптомы аутизма и его ранняя диагностика у детей

Симптомы аутизма у детейПрирода аутизма на сегодняшний день является невыясненной. Существует десятки гипотез, но ни одна из них не охватывает всех аспектов заболевания и тем более не раскрывает их. Предполагают, что причины аутизма лежат в проблемах развития головного мозга в эмбриональный период с нарушением гормонального фона организма. Поэтому симптоматика аутизма обычно (в 95% всех случаев) проявляется с самого раннего детского возраста.

Аутизм – болезнь не излечимая. С ней человеку приходится существовать до конца своей жизни.

Если данную психо-эмоциональную болезнь не лечить, то ребенок может до того критически отстать в интеллектуальном развитии, что, повзрослев, не сможет не только адаптироваться в обществе, но даже не сможет обслуживать самого себя. Современные методики позволяют ребенка, болеющего аутизмом, обучать социальной адаптации и при этом развивают интеллектуальную и эмоциональную составляющие его личности. Потому-то чрезвычайно важно, как можно раньше выявить это заболевание ребенка.

Каждый ребенок развивается по-особенному и это нормально, когда некоторые или немного отстают от нормативного возрастного развития, или опережают его. Но аутизм начинает проявляться с первого же года жизни. Необходимо проходить специальное обследование, если в поведении ребенка выявлены следующие симптомы аутизма:

  1. До 6 месяцев у него остается неразвитой мимика. Он не выражает, к примеру, мимикой ни удовольствия, ни радости.
  2. К 9 месяцам он не пытается имитировать звуки, не откликается на внешние раздражители выражением лица.
  3. До 12 месяцев он не научился гулить, лопотать и выговаривать звуки, подобные словам.
  4. К 1.5 годам не выговаривает ни одного связного слова.
  5. К 2 годам не научился говорить короткие, хотя бы из 2-3 слов, фразы.

Это те вехи, которые должен пройти каждый ребенок, и указаны крайние термины. К сведению, глухие от рождения дети, но не больные аутизмом, на прикосновения отвечают еще более ярко выраженной мимикой. Их мир беззвучен и потому они более активно, чем обычные дети, ищут визуального контакта с окружающими их людьми.

Если в этом возрасте приступить к специальному развитию ребенка, больного аутизмом, то он может вырасти довольно адаптированным к жизни в обществе человеком.

Нарушение эмоционального контакта с матерью

Симптомы аутизма у детей

Голос матери, телесные с ней контакты являются благодатными факторами развития ребенка

Ясно выраженным симптомами аутизма у детей является также:

  • Отсутствие эмоций при контактах с матерью.
  • Утрата уже приобретенных раньше социальных и речевых навыков.

Эти два признака тесно связаны между собой, так как и речевые и социальные навыки ребенок в первые годы жизни получает от матери. После изучения огромного массива статистических данных было установлено, что среди детей, которые отказались от грудного кормления до шестимесячного возраста больных аутизмом в 12 раз больше, чем среди детей, которых кормили грудью до 16 месяцев.

Голос матери, телесные с ней контакты являются теми благодатными факторами развития ребенка, которые практически ничем заменить невозможно. Нормальный ребенок, не больной аутизмом, уже в месячном возрасте различает материнские интонации и настроения и откликается на них. Больной же аутизмом ребенок уже в грудном возрасте начинает сторониться такого общения, переключая свое внимание на неодушевленные предметы.

Осознание своего «Я» довольно длительный процесс и ребенок устойчиво понимает, что Мать и Он – это две разные личности только ближе к двум годам. В его лексиконе укореняются слова «Я», «дай», «хочу», которыми он в первую очередь ограждается от матери.

Больной же аутизмом ребенок, несмотря на видимую детскую самостоятельность, себя идентифицирует как отдельную личность значительно позже.

Признаки аутизма в детей от 2-х до 5-ти лет

Если до 2-х лет симптомы латентных форм аутизма ребенка родителями могли быть и не замеченными, то с 2-х до 5-ти они начинают проявляться особенно остро. Здоровый ребенок в этом возрасте раздвигает поведенческие рамки, бурно интеллектуально развивается и поэтому:

  1. Активно интересуется своими сверстниками. Не терпит долгого уединения.
  2. Выясняет свою половую принадлежность и подчеркнуто ведет себя в соответствии со своим представлением о ней.
  3. Занимается активным словотворчеством и не терпит стереотипов ни в словах, ни в движениях.
  4. В нем постоянно меняются эмоциональные настроения.
  5. В движениях он разнообразен и быстро устает от повторяющихся движений.
  6. Подчеркнуто отстаивает свою личность в любой ситуации, проверяет ее в ролевых играх.
  7. Постоянно пытается выяснить, что является плохим, а что хорошим.
  8. Постоянно пребывает в мире своих фантазий и, не таясь, рассказывает о них. Взрослые часто воспринимают эти выдумки, как неправду и ложь. Любит сказки и легко представляет себя сказочными персонажами.

Симптомы аутизма у детей

Мимика на лице имеет испуганный, напряженный или же отрешенный вид

Ребенок же, больной аутизмом, наоборот, стремится оградить себя рамками и стереотипами. И это проявляется во всем:

  1. Ровно относится и к людям, и к предметам.
  2. Не пытается ни дружить со сверстниками, ни конфликтовать с ними.
  3. Не использует в речи слова «Я», «Мы». О себе говорит в третьем лице. Употребляет много вводных слов, стереотипных фраз.
  4. Упрощаются даже двигательные навыки. Появляются монотонные движения (раскачивания туловищем, головой, рукой, ногой, кружение вокруг себя, долгие подпрыгивания и т. п.).
  5. Остается не усвоенным общение жестами и мимикой.
  6. Мимика на лице имеет испуганный, напряженный или же отрешенный («лицо принца») вид.
  7. Интерес к тому, что хорошо, а что плохо, отсутствует.
  8. Не имеет никаких фантазий. Сказок не понимает.
  9. Становится тревожным, если что-то в окружающем его мире меняется – перестановка мебели, прием пищи, правила игры, одежда…

Именно к 5-6 годам становиться заметным разрыв в интеллектуальном развитии нормальных детей и детей, больных аутизмом.

Аутизм – это прогрессирующая психо-эмоциональная болезнь. Если постоянно не заниматься реабилитацией в детском возрасте, пока мозг и нервная система не сформируются, то деградация личности является неизбежным процессом и может привести к тяжелым формам аутизма, которые лечить значительно сложнее.

Если упущены две первые стадии развития болезни, то начинают проявляться такие признаки аутизма:

  • Значительная задержка интеллектуального развития, хотя ребенок может и много знать и быть начитанным. Но анализ полученных знаний будет оставаться на низком, детском уровне.
  • Ребенка может стеснять одежда и обувь. Он может желать раздеться донага.
  • Могут появиться неестественные вкусовые предпочтения и тяга к не съедобным веществам.
  • Нередко проявляются агрессивные действия, направленные как на себя, так и на окружающих.
  • Ребенка начинают время от времени преследовать страхи и фобии, которые он не способен выразить словами. От этого может нарушиться сон.
  • Постепенное эмоциональное выхолащивание души и утрата способности сопереживания людям.
  • Потеря страха перед реальными опасностями.

Достоверно установлено, что все симптомы аутизма в детей проявляются до 3-летнего возраста. Если их вовремя диагностировать, то поведенческой терапией можно вырастить человека способного жить в обществе.

Видео об аутизме у детей:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Аутизм у детей: первые признаки, симптомы, причины и лечение

Аутизм у детей ­ врождённое психическое расстройство, при котором возникают отклонения в поведении, сложности в познавании мира и неспособность формировать отношения с людьми. Рано проявляется и может включать в себя симптомы развивающейся шизофрении.

Симптомы аутизма у детей

При рождении почти все дети с этим расстройством считаются здоровыми и нормальными.

В большинстве случаев симптомы проявляются уже в 3–6 месяцев. Хотя для постановки точного диагноза требуется достижение ребёнком минимум 2 лет.

В таком возрасте признаки становятся более явными, и легко увидеть разницу с другими детьми. Некоторые исследователи утверждают, что сразу после появления на свет малыша возможно заметить слабовыраженные неврологические аномалии.

Некоторые из аутичных детей обладают одарённостью в какой-то области. У кого-то фотографическая память, кто-то управляет цифрами или пишет гениальные стихотворения. И только лишь 25% достигают показателей низкой границы интеллектуальной нормы.

На сегодняшний день точные причины возникновения этого психического расстройства не установлены. Существует много версий, но ни одна из них не имеет клинического подтверждения.

  • Наследственный фактор. Существует версия, что наследственность играет существенную роль в возникновении аутизма. Особенно если учитывать тот факт, что расстройство начинает формироваться уже в процессе внутриутробного развития плода. Исследователи расходятся во мнении. Одни считают, что возможность развития аутизма очень велика, при условии, что в семье уже есть ребёнок с таким же заболеванием. Другие опровергают, утверждая, что такие случаи крайне редкие, когда воспитывают сразу нескольких детишек с аутизмом. Поэтому считают, что процесс развития расстройства не связан с наследственностью.
  • Перинатальная патология. Для развития данного заболевания необходимы органические изменения строения головного мозга. Причины их возникновения – вирусные инфекции, перенесённые матерью во время беременности. Это может быть оспа, краснуха или корь. Порой сильные нервные потрясения и частые стрессы. Родовые травмы и стремительные преждевременные роды.
  • Действие ядовитых веществ. Повлиять на органические изменения могут отравление солями тяжёлых металлов и радиоактивное облучение. Негативно отражается излишнее употребление антибиотиков как матерью во время беременности, так и ребёнком в младенчестве. Эти чужеродные компоненты излишне активизируют иммунную систему малышей. Существует также версия, что толчком развития заболевания может послужить вакцинация. Медицина пытается отрицать этот факт, опираясь на отсутствие чёткой статистики. Однако связь между частотой возникновения аутизма и увеличением числа прививок существует.
  • Гормональный фактор. Причины возникновения этого расстройства могут брать начало в нарушении гормонального баланса. Повышенный уровень такого мужского гормона, как тестостерон, может привести к угнетению левого полушария мозга. Возможно, именно поэтому чаще всего аутизм диагностируют у мальчиков. Угнетение одного полушария вызывает активную функциональность второго, для того, чтобы компенсировать дисбаланс в работе. По этой причине мы можем наблюдать гениальных или одарённых личностей с данным заболеванием. Ещё аутизм у детей может провоцировать недостаточное количество норадреналина и адреналина. Которые и вызывают такие симптомы, как невозможность контактировать с окружающими, выраженная апатичность и отсутствие интереса к реальности.
  • Особенности воспитания в семье. Причины нарушения психического здоровья ребёнка могут составлять также отклонения в поведении родителей. Такие как частая напряжённая обстановка в семье и чрезмерные физические наказания малыша. Чтобы защититься и оградить психику от жестокой реальности, головной мозг блокирует основные процессы развития. Что со временем и формирует симптомы аутизма, такие как простые стереотипные поступки и повторяющийся механизм действий.

Симптомы аутизма у детей

Признаки аутизма обычно заметны даже неспециалисту. Ребёнок отгорожен от окружающей действительности, погружён полностью в свой внутренний мир. У него плохо развивается способность к фантазированию. Не умеет играть и использует игрушки не по назначению. Языковые навыки чаще всего полностью отсутствуют. Дети с данным заболеванием склонны к самоизоляции, им совсем неинтересна окружающая реальность. Попробуем рассмотреть все признаки поподробнее.

Нарушение коммуникативной функции речи. Мы уже говорили о том, что аутичный ребёнок избегает общения, а это со временем может ухудшить возможности его речевого развития. Им свойственно проживать такую болезнь, как эхолалия. Её симптомы проявляются в повторении фраз без понимания того, о чём идёт речь. Чаще всего просто неосознанное повторение последнего слова из сказанной вами фразы.

Его речь недостаточно связана с окружением или ситуацией, она автономна. Характеризуется отсутствием или поздним появлением местоимений в первом лице. То есть когда голодны просто скажут «хочу есть», в то время как здоровые дети заявляют о своих желаниях с употреблением местоимения «я». Или довольно-таки часто путают местами, если всё-таки используют. В таком случае могут на себя сказать «он», а на собеседника «я». Могут проявиться склонности к словотворчеству.

Таким деткам трудно начинать разговор, как и продолжать, если всё-таки начало проложено. Возникают трудности в понимании собеседника. Они не различают юмор и им сложно осознать происходящий диалог.

По статистике, не разговаривает примерно 40% детей с этим заболеванием.

Оторванность ребёнка от мира и невозможность осознать своё место в нём составляют симптомы отсутствия здорового взаимодействия.

Они не смотрят в глаза при общении, потому что это вызывает огромный уровень тревоги, с которым невозможно справиться.

Может присутствовать привычка принимать определённое выражение лица или позу. Построение дружеских отношений также отсутствует. По причине того, что нет возможности разделить с другими людьми свои интересы. Порадоваться вместе при каких-либо достижениях. Им трудно понимать чувства других, поэтому отсутствие сопереживания входит в симптомы аутизма.

Но эти все признаки не исключают наличия привязанности у аутистов. Они проявляют её и любовь своим отдельным способом, непривычным для окружающих.

Симптомы аутизма у детей

Поведение и ограниченность в деятельности

Симптомы аутизма проявляются в неумении концентрироваться на объекте в целом. Они сосредотачивают своё внимание на отдельных деталях. Если вы покажете ему свою фотографию, ребёнок не увидит целостный образ, а лишь, к примеру, ухо или пуговицу на рубашке. То же самое и с игрушками, она не заинтересует его целиком, а привлечёт отдельной своей деталью.

Если увлекаются, то весь интерес сконцентрирован лишь в одной теме. К примеру, может быть увлечён только цифрами или видеоиграми, а остальное оставлять без внимания.

Присутствует острая необходимость в однообразной деятельности или сохранении определённого режима. Если идёт на прогулку, то строго по одному и тому же маршруту. И при малейшем отклонении от него может отчаянно и до упора сопротивляться. В процессе еды также может сохранять один и тот же ритуал. Если вдруг ему дадут не ту тарелку, с которой он привык есть, проявляет агрессию вплоть до нападения.

Предпочитают предметы, которые можно поворачивать, крутить или открывать. И на это они готовы тратить много часов. К примеру, без конца включать и выключать свет, или каждый день крутить кубик — рубик.

Нередки случаи, когда такие детки проникают «любовью» к какому-то неодушевлённому предмету и никогда не расстаются с ним. Для обычного человека это может быть мелочью, например, кнопка или листочек, в то время, как для аутиста это будет самым ценным и значимым.

Предугадать его реакцию обычно невозможно. Порой совсем незначительный нюанс, такой как, пуговица на рубашке, может вызвать бурю злости и паники.

Чаще всего родители первыми замечают какие-либо симптомы начиная с самого раннего возраста. На таком раннем этапе развития каких-либо серьёзных подозрений не вызывают. Поэтому чаще всего к специалистам обращаются по истечении нескольких лет. В тот момент, когда их опасения возрастают и не находят ответов.

Как мы уже говорили, постановка диагноза невозможна в первые месяцы жизни ребёнка. Но по достижению им трёхлетнего возраста врачи вполне могут определить саму степень аутизма. При лёгкой степени дети вполне могут казаться для окружающих нормальными и иметь минимальные отличия и отклонения. Что же касается тяжёлой, то чаще всего полностью нарушена функция мозга. Такой ребёнок не в состоянии функционировать нормально.

Степень тяжести аутизма варьируется от лёгкой степени к тяжёлой. При лёгкой степени аутизма, люди могут казаться вполне нормальными. Что же касается тяжёлой степени, то в этом случае у человека зачастую полностью нарушена функция мозга, он не в состоянии функционировать нормально.

Чаще всего начинают беспокоиться, когда не получают обратной реакции от малыша. В возрасте 3 месяцев детишки обычно узнают близких и проявляют радость при их появлении. Улыбаются, оживляются и пытаются издавать какие-либо звуки.

Малыши с расстройством психики никого не узнают и с ними порой невозможно установить зрительный контакт. Он может смотреть как бы сквозь человека, не воспринимая за живой объект.

Не минуют сложности также матерей, которые решили кормить малыша грудью. Он будет сосать или очень вяло или совсем от неё отказываться.

Инстинкт выживания, вложенный природой, заставляет малыша всячески оживляться при приближении взрослого, который о нём заботится. Он протягивает ручки и прижимается к груди, когда его обнимают. Для детишек с аутизмом попытка взять его на руки равна невыносимой пытке. Он будет всячески препятствовать и изгибаться, пока взрослый не оставит его в покое.

Симптомы аутизма у детей

В определённый период развития у малышей происходит процесс перестройки сна, вырабатывается режим. У аутистов же возникает бессонница. Они не капризничают, но при этом лежат с открытыми глазами. И вот так бодрствовать могут очень длительное время.

Очень пугаются всяческих электроприборов, их шум вызывает ощущение паники. И, вообще, для них невозможным является нахождение в большой компании. При этом порой родители беспокоятся, что у ребёнка отсутствует слух, потому что он может не реагировать на громкий звук или когда его зовут. Это происходит потому, что посторонний звук для него неинтересен, если не вызывает страха. Он настолько погружён в свой внутренний мир, что совсем равнодушен к внешним раздражителям.

Когда ребёнок с данными нарушениями научается сидеть, он зачастую раскачивается из стороны в сторону или выполняет монотонные однообразные движения, к примеру, в виде хлопанья в ладоши.

Что делать родителям после постановки диагноза

На сегодня не изобрели методы, которые делают возможным лечение аутизма у детей. Но при этом существует много методик для того, чтобы помочь им стать полноценными членами общества. Развив навыки социальной адаптации, и научив их самостоятельности в бытовых вопросах и самообслуживании. Даже деток, у которых присутствуют признаки тяжёлой формы умственного расстройства, вполне реально научить основам общения с другими. Это должна быть совместная и слаженная работа родителей, психологов, детских врачей и психиатров. Обычно с помощью лекарственных средств и даже применению такого метода, как дельфинотерапия, вполне можно повысить интерес к окружающему миру.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Аутизм — причины, симптомы, детское развитие

Пожалуй, для родителей один из самых пугающих диагнозов, который может быть поставлен ребенку, это аутизм. И действительно, данное заболевание весьма серьезное. Для него свойственно нарушение способностей у больного к познанию общества и окружающего мира. У людей с аутизмом отдельные части мозга не могут должным образом совместно работать, это часто приводит к трудностям в коммуникации, общении, ограничению интересов и нарушению социального взаимодействия. Такие больные живут в мире своих внутренних переживаний, у них отсутствует эмоциональная связь с родными и бытовые навыки, их волнуют лишь собственные трудности.

На сегодняшний день проведено множество работ, посвященных аутизму, несмотря на это единой теории или мнения о причинах возникновения и методах лечения данного заболевания так и не возникло. Большинство ученых считают его генетической болезнью, но фактов, точно подтверждающих это, не существует.

Возникает аутизм вследствие нарушений развития мозга, специалисты выделяют несколько вероятных причин, способных это спровоцировать.

  • Наследственность. Это самая популярная теория, поскольку нередко аутизм проявляется у нескольких родственников. Однако ученым до сих пор не удалось выявить гены, отвечающие за его возникновение. К тому же, дети-аутисты, нередко рождаются в семьях, члены которых не страдали от данного недуга.
  • Органическое повреждение плода, произошедшее в процессе родов или внутриутробного развития. Предполагается, что иногда подобные повреждения способны спровоцировать вирусные инфекции (ветрянка, корь, краснуха), которые женщина перенесла в период беременности.
  • Состояния, которые пагубно влияют на мозг. К ним относятся: хромосомные аномалии, туберкулезный склероз, ДЦП.
  • Ожирение матери. У женщин с большим избыточным весом риск родить малыша с аутизмом выше, чем у женщин с нормальным телосложением. Также неблагоприятными факторами считается недоношенная беременность и повышенный возраст родителей.

Примечательно, что аутизм, проблема, которая развивается чаще у мальчиков. Примерно на четверых мальчиков с таким диагнозом приходится всего одна девочка.

В последнее время численность деток, страдающих аутизмом, значительно увеличилось. Что именно стало этому причиной сказать очень сложно, возможно это всего лишь результат улучшения диагностики, а возможно и более активное влияние факторов внешней среды. Существует теория, что ребенок может наследовать только предрасположенность к аутизму, ну а изменение генной структуры совершается уже в чреве матери во время развития малютки. Предполагается, что активации таких изменений способствуют неблагоприятные внешние факторы, которые воздействуют на беременную женщину. Это могут быть выхлопные газы, инфекционные заболевания, фенолы, некоторые пищевые продукты и т.п.

Самые первые признаки аутизма могут провялятся у деток уже в три месяца. Однако они редко тревожат родителей, поскольку какие-либо нарушения в поведении крохи легко объясняются младенческим возрастом и особенностями характера. Как правило, взрослые замечают, что с ребенком что-то не так, когда их малыш не может делать то, что без проблем делают его сверстники. Ну а сами признаки аутизма, весьма разнообразны и многочисленны. Это связано с тем, что такая болезнь очень многогранна и протекает она у каждого больного по-разному в зависимости от окружающей среды и, конечно же, личности ребенка. Специалисты выделяют несколько, при наличии которых подтверждается диагноз аутизм. К ним относятся стереотипный характер поведения, недостаточное социальное взаимодействие, ограничение круга интересов, нарушение общения малыша с другими людьми.

Аутизму подвержены дети всех возрастов. Первые симптомы болезни проявиться могут как в период до года, в дошкольном, школьном так и подростковом возрасте. В большинстве случаев, заболевание дает знать о себе довольно рано – примерно к году уже можно заметить необычное поведение крохи, отсутствие реакции на имя и улыбки. Новорожденные с аутизмом отличаются меньшей подвижностью, неадекватной реакцией на внешние раздражители (мокрые пеленки, звук, свет), отсутствием реакции на речь, собственное имя и т.д.

К симптомам, которые помогут выявить аутизм у новорожденных и деток постарше можно отнести:

  • Скудную мимику, нередко не соответствующую ситуации. Лицо аутиста, как правило, маскообразное, периодически на нем отображаются гримасы. Такие детки очень редко улыбаются в ответ на улыбку или попытки их развеселить. Однако нередко могут начать смеяться только по им ведомым причинам.
  • Нарушение или задержку речи. Это может проявляться по-разному. Ребенок может употреблять только несколько слов, обозначающих основные потребности, причем в одной форме (спать, пить и т.д.). Речь может быть бессвязной, не направленной на то, чтобы другие ее поняли. Малыш может постоянно повторять одну фразу, говорить слишком тихо или очень громко, монотонно или неразборчиво. Может отвечать на вопрос той же фразой, в отличие от обычных деток, вообще не расспрашивать об окружающем мире. К двум годам дети-аутисты нередко не могут произносить фразы из нескольких слов. В тяжелых случаях они вообще не овладевают речью.
  • Многократные повторения однообразных движений, не имеющих смысловой нагрузки. Больные дети, часто используют их в непривычной или пугающей обстановке. Это могут быть покачивания головой, хлопанье в ладоши и т.д.
  • Отсутствие зрительного контакта, когда малыш смотрит будто «сквозь» человека.
  • Отсутствие интереса к окружающим. Ребенок не останавливает взгляд на близких или сразу отводит глаза, принимаясь рассматривать то, что его окружает. Иногда люди совершенно не вызывают у крохи интереса, объектом его внимания становятся неживые предметы (рисунки, игрушки и т.д.).
  • Отсутствие реакции на близких и окружающих. Малыш не реагирует на окружающих, например, не тянет ручки к маме, когда она приближается или начинает с ним разговаривать. Также они могут не реагировать или неадекватно реагировать на эмоции и настроение взрослых, например, плакать, когда все смеются, или наоборот.
  • Отсутствие привязанности. Ребенок не проявляет привязанности к близким или наоборот выявляет чрезмерную привязанность. Больной малыш, может совершенно никак не реагировать на уход мамы, либо не позволять ей даже покинуть комнату.
  • У ребенка не возникает интереса к сверстникам, он воспринимает их, скорее, как неживые объекты. Больные малыши не участвуют в играх, они просто располагаются рядом, отстраняются и уходят в свой мир. Такие детки отличаются замкнутостью, отстраненностью.
  • Малыш использует жесты только для обозначения своих нужд. К полутора годам здоровые детки, заметив интересный объект, делятся этим с родителями – улыбаются, показывают на него пальцами и т.д. Аутисты используют указательные жесты лишь для того, чтобы обозначить собственные нужды (пить, есть и т.д.).
  • Нередко дети с такой болезнью немного или умеренно отстают в развитии. Если у малыша легкий аутизм и при этом нет нарушений речи, его интеллект обычно остается на нормальном уровне или выше среднего. В некоторых случаях при данном заболевании может наблюдаться глубокая умственная отсталость.
  • Ребенок зацикливается на каком-либо занятии и не может переключиться на что-то другое. Например, малыш может часами сортировать кубики или строить башни, при этом выдернуть его из такого состояния достаточно трудно.
  • Малыш остро реагирует на любые изменения в распорядке дня, обстановке, расположении вещей, игрушек и т.д. На любые даже незначительные изменения ребенок может отвечать агрессией или уходом в себя.

Все, вышеперечисленные признаки в зависимости от формы болезни могут проявляться как очень слабо (например, как небольшая отстраненность и увлечение монотонными действиями), так и достаточно сильно (как полная отрешенность от происходящего).

Как говорилось ранее, аутизм многогранен, поэтому одну определенную схему того, как будет развиваться ребенок, страдающий от него, выделить достаточно сложно. К тому же на то, каким именно образом это будет происходить способно влиять немало факторов. Прежде всего, это форма заболевания и особенности ребенка. Во многом при диагнозе аутизм, развитие больного зависит от того, были или не были предприняты необходимые действия. При своевременно начатой терапии многих деток, страдающих аутизмом, удается научить обслуживать себя, разговаривать, взаимодействовать с людьми и т.д. К сожалению, эпизодов полного излечения от данной болезни на сегодняшний день зарегистрировано не было.

Малыша с диагнозом аутизм недостаточно отвести к психологу, который начнет с ним заниматься, или доктору, который назначит нужные медикаменты. Большая часть успеха зависит от родителей, которые должны сотрудничать со специалистами и выполнять их рекомендации. Во многом на успешность прогноза влияет, насколько родные принимают ребенка, невзирая на его особенности, насколько папа и мама к нему близки, насколько они включены в процесс, обучения, реабилитации и воспитания.

При постановке диагноза аутизм, помощь ребенку должна состоять из целого комплекса мероприятий, которые обязательно должны подбираться индивидуально. Лекарственные препараты в этом случае используются крайне редко и только лишь для снятия некоторых симптомов. Главные методы лечения аутизма – это психотерапия и социальная адаптация. Родителям аутистов стоит быть готовыми к тому, что данный процесс будет достаточно длительным, сложным, истощающим как физически, так и психологически.

Нередко диагностика аутизма, особенно у детей первых годов жизни, представляет значительные трудности, поскольку некоторые его проявления могут походить на симптомы других аномалий психического развития – умственной отсталости, невропатии, глухоты и т.д. Иногда ошибочно ранний аутизм заменяется таким диагнозом, как ДЦП. Как правило, это происходит из-за того, что при этих заболеваниях дети могут не пользоваться речью, необычно двигаться, ходить на цыпочках, иметь трудности с балансом и координацией, отставать в развитии, испытывать боязнь к новому, страхи и т.д. И действительно ДЦП и аутизм имеют немало похожих симптомов, однако их характер несколько отличается. Очень важно, найти грамотного специалиста, который сможет поставить правильный диагноз, что позволит начать своевременное и правильное лечение.

По данным исследований, помимо традиционных методов, показывают очень хорошие результаты в лечении такого заболевания как аутизм — дельфинотерапия и арттерапия. Естественно использовать их стоит только в качестве дополнения к основным методам борьбы с болезнью.

Проблемы диагностики и лечения аутизма у детей

Нарушения психомоторного развития становятся серьезным препятствием к взаимодействию ребенка с окружением в детстве, отражается на его социализации. Проявляется аутизм у детей, как правило, на втором–третьем годах жизни повторением моделей поведения, отсутствием типичных навыков общения с взрослыми, сверстниками. Неизвестен точный механизм развития этого состояния. Считается, что причины аутизма у детей связаны с врожденными дефектами мозга, нарушениями биохимических процессов в коре ГМ. Определенную роль также играют генетические факторы, инфекционные заболевания.

Симптомы аутизма у детей

Термин «аутизм» одним из первых предложил швейцарский психиатр Э. Блейлер в 1911 году, только в 1940-х годах ученые приступили к поиску лекарственных средств для лечения аутичных детей. Современные теории объясняют причины возникновения этого состояния несколькими факторами, в том числе генетическими. Детям-аутистам трудно обрабатывать информацию и общаться, вступать в межличностные отношения. Они часто демонстрируют стереотипные модели поведения, хотя диапазон признаков очень широкий. Практически невозможно найти двух ребят с диагнозом аутизм, у которых были бы идентичные симптомы.

Всемирная организация здравоохранения предложила следующие виды расстройств аутистического спектра (РАС) :

Проблемы с речью присутствуют при всех формах аутизма у детей и других РАС. Среди ребят встречаются способные к быстрому обучению различным навыкам и те, кто не могут учиться. Они как будто не замечают окружающих, не идут на зрительный контакт, не понимают шутки, намеки. Аутисты не сопереживают чувствам другого человека, но при заинтересованности в какой-либо конкретной теме посвящают ей много времени.

Симптомы аутизма у детей

Существует возрастная периодизация развития, отражающая типичные изменения в физиологии и психологии. Способность лепетать, изъясняться жестами развивается у детей до года при отсутствии поражений головного мозга, родовых травм, тяжелых заболеваний. Между тем, грудничок с аутичным расстройством к 9 месяцам не имитирует звуки, к 12 не жестикулирует.

Если у детей до 1 года или после 12 месяцев начинаются такие отклонения, то уже можно распознать: это синдром Аспергера, атипичный или классический аутизм. Первые два состояния врачи считают «облегченным вариантом» проявления третьего. Обычно дети-аутисты не реагируют на свое имя, тогда создается впечатление, что у них проблемы со слухом.

Симптомы аутизма у детей

Признаки аутизма у детей легче диагностировать в возрасте от 3 до 6 лет. Чаще отмечается легкая форма нарушений в развитии — примерно у одного малыша из 100 детей. Тяжелым отклонениям подвержено около у 2% населения. Родителям необходимо учиться общаться с аутичными детьми:

Признаки и симптомы аутизма у детей разного возраста

Как правило, первые слова малыши произносят до 2 лет, используют ключевые фразы в 24 месяца. Признаком аутизма у детей 2 лет считается ограниченность словарного запаса, произнесение одних и тех же слов или словосочетаний. Такая же особенность проявляется в отношении бытовых ситуаций, рутинных событий, движений. Например, симптомы у детей до 3 лет — выкладывание предметов в одном и том же порядке. Если у ребенка 4 лет отмечаются нарушения речевого взаимодействия, проявляется склонность к стереотипным движениям и рисованию одного и того же образа, то родителям следует обратиться к специалистам.

Симптомы аутизма у детей

Дети, страдающие аутизмом, необычно реагируют на типичные бытовые ситуации, шум, громкие звуки, определенные запахи или внезапные перемены в окружающей среде. Проблема заключается в том, что аутистам сложно подготовится к изменениям. Объятия, поглаживания или другие тесные контакты могут застать таких ребят врасплох. Однако, проявления заболевания очень специфичны, некоторые очень счастливы, когда их обнимают самые близкие люди (родители, братья, сестры, бабушки и дедушки).

Аутизм — симптомы у детей 5 лет:

  • эхолалия (повторение того, что слышит аутист);
  • агрессия, направленная на себя;
  • стереотипные движения;
  • монологическая речь;
  • мнимые друзья;
  • жалость к себе;
  • истерики.

Родителям следует знать, как проявляется и диагностируется аутизм. Берутся во внимание особенности поведения ребенка в различных ситуациях. Среди диагностических методов получили распространение различные тесты — для детей и для родителей. Большое значение при определении симптомов и лечения РАС приобретает опыт врачей, психологов, воспитателей.

Тест на аутизм (в помощь родителям, воспитателям)

Симптомы аутизма у детей

Если родители наблюдают у ребенка 3 лет признаки, перечисленные выше в таблице, им следует сначала обратиться к педиатру, который порекомендует неврологическую или психиатрическую экспертизу. Желательно провести тщательное обследование малыша, сделать компьютерную или магнито-резонансную томографию, сдать анализы крови и мочи.

Помощь специалистов при расстройствах аутистического спектра

Аутизм, синдром Аспергера и далее список из 40 пунктов — перечисление заболеваний и состояний, входящих в РАС или близких к ним. Выявляют всевозможные отклонения психологические и психиатрические экспертизы. Специалисты исследуют состояние развития детей и сравнивают со средними показателями для этого возраста.

Определение группы инвалидности после диагностики проводят специалисты городского или районного бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). От решения экспертов зависит, будет ли семья получать пособие и другую социальную помощь. Заключение о физических способностях и образовательных возможностях детей 6–7 лет дает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Результат работы МСЭ — медицинский диагноз. Заключение ПМПК помогает определиться с вариантами обучения ребенка-аутиста.

Симптомы аутизма у детей

Одни родители не особо вникают, почему рождаются дети с аутизмом, другие считают их «воплощенными ангелами» (сравнение принадлежит неизвестному автору). Журналист и общественный деятель Е. Мень в одной из своих публикаций назвала полноценное воспитание особых детей «дорогим удовольствием».

Не затрагивая тему, как вылечить аутизм, мама ребенка-аутиста пишет в статьях о внедрении инклюзивного образования, дающего возможность повысить качество жизни всей семьи. Сейчас можно рассчитывать только на специальные образовательные методики и проводимые в детских центрах коррекционно-развивающие занятия для детей с аутизмом:

Решение проблемы, как лечить аутичных детей, врачи и ученые ищут более 100 лет. Болезнь считается неизлечимой, ведь все происходящее с пациентом — результат поражения центральной нервной системы. Однако, все чаще ответы на вопрос, можно ли вылечить аутизм у ребенка, не столь категоричны. Врачи применяют для терапии РАС новейшие технологии, традиционные методики, диету. Нарушение психо-моторных функций лечат с грудничкового возраста с помощью метода Войта или рефлексолокомоции. Затем необходимо перейти к индивидуальной коррекционной программе.

Симптомы аутизма у детей

Более технологичный способ — сеансы декомпрессии при давлении 1,3–1,5 атм. в специальной камере или гипербарическая оксигенация для улучшения кровоснабжения структур головного мозга. В экспериментах исследователи отмечали исправление речи, координации и другие позитивные изменения после 10–40 сеансов. Содержание кислорода в барокамерах повышали с привычного для состава воздуха показателя 21% до 24%. Возможно, развитие этой методики позволит заявить, что аутизм излечим.

Рисперидон — действующее вещество препаратов «Рисполепт», «Ридонекс», «Лептинорм». Антипсихотическое средство «Рисперидон» впервые было создано в США и там же одобрено для лечения РАС у детей и подростков. Упоминания лекарства «Рисполепт», отзывы о его применении при аутизме, можно услышать только от родителей «особых детей». Дело в том, что отсутствуют результаты клинических испытаний с участием пациентов до 15 лет, проведенных в соответствии со всеми требованиями к таким исследованиям.

Симптомы аутизма у детей

Ривастигмин — ингибитор ацетилхолинэстеразы — действующее вещество препарата «Экселон». Применение для лечения аутизма объясняется тем, что при РАС выявлена недостаточность холинергической функции. Проводилось несколько исследований влияния ривастигмина и двух других ингибиторов ацетилхолинэстеразы для лечения детей с РАС. Однако, эти препараты в России не назначают детям из-за недостаточной изученности и многочисленных побочных эффектов.

Ранний аутизм у младенцев накладывает отпечаток на всю последующую жизнь. Большинство людей с этой формой РАС остаются умственно ограниченными, им требуется пожизненная поддержка. При синдроме Аспергера у детей 3–10 лет расстройства проявляются мягче, менее заметно. В процессе обучения и применения развивающих методик у них совершенствуется речь, интеллект. Детей-аутистов зачастую признают инвалидами, им нужна постоянная помощь родителей или опекунов:

Медико-социальные учреждения, психолого-педагогические центры, общественные организации проводят ликбезы для родителей аутичных детей, интегрирует старшее и младшее поколения в малые группы. Проходят мастер-классы, праздники, концерты, экскурсии. «Особые» дети вовлекаются в игры, спортивные и другие занятия по интересам — рисуют, лепят, танцуют, поют, ухаживают за четвероногими друзьями. Такая деятельность способствует общению и творчеству, развитию способностей и задатков, которыми наделен каждый ребенок.

Как распознать симптомы аутизма у детей, возможно ли лечение?

Симптомы аутизма у детей

Аутизм — это серьезное заболевание, для которого свойственно нарушение способностей у ребенка к познанию окружающего мира и общества.

Это интересно! В 1943 году американский ученый Лео Каннер сделал первое описание заболевания аутизма у детей. В результате нарушения в личностно-эмоциональной сфере детей и подростков получили дополнительные названия — синдром раннего детского аутизма, синдром РДА, синдром Лео Каннера.

По степени тяжести аутизм у детей варьируется от легкой до очень тяжелой. При легкой степени аутизма ребенок может казаться нормальным, ну и только немного странным. А вот тяжелая степень этого заболевания может полностью нарушить функции головного мозга. Вот тут мы уже видим явные странности в поведении малыша, отклонения в общении и социальном взаимодействии.

Выделяется четыре группы детского аутизма. Каждая из них характерна своими способами отрешенности от внешнего мира в обществе.

  • Отрешенность от происходящего полная. Дети этой группы не имеют точек соприкосновения с окружающим миром. Они совершенно не реагируют на отсутствие пищи, влажные пеленки. Их напрягает взгляд и даже незначительные телесные контакты.
  • Отвержение окружающей среды. Характеризуется тщательной избирательностью в контактах. Общение ребенка может ограничиваться только родителями. Для малышей этой группы свойственно испытывать сильное чувство страха. Эта реакция бывает очень агрессивна. Но дети второй группы, в отличие от первой, более адаптированы к жизни в обществе.
  • Захваченность аутистическими интересами. Дети стараются укрыться в своих интересах. Их занятия, как правило, не носят познавательный характер. Ребенок может длительное время рисовать один и тот же сюжет, разговаривать месяцами на одну и ту же тему. Их интересы зачастую агрессивны и устрашающи.
  • Трудности при взаимодействии с окружающей средой — проявление аутизма в легкой степени. У детей повышены ранимость и уязвимость.

Аутизм считают генетическим заболеванием, хотя причины его возникновения на сегодняшний день достоверно не выяснены. Это заболевание объединяет ряд разнообразных симптомов, которые могут проявляться у всех аутистов по-разному. Следует помнить, что, чем раньше установлен диагноз, чем быстрее начата терапия, тем больше шансов у ребенка для нормальной адаптации в обществе.

Возникает вопрос: каковы же вероятные причины аутизма у детей?

Причины аутизма у детей.

  • Причиной развития аутизма может быть какое-либо органическое повреждение плода, которое произошло в период внутриутробного развития или в процессе родов. Некоторые из таких повреждений могут возникнуть, если мать во время беременности перенесла какие-либо вирусные инфекции (краснуха, корь, ветряная оспа). Во время болезни нарушается процесс формирования головного мозга, а это может способствовать развитию аутизма у ребенка.
  • Если аутизмом страдает хотя-бы один из родителей, то существует риск возникновения этого заболевания у детей. Следует знать, что если один малыш болен аутизмом, вероятнее всего и второй ребенок будет страдать этим заболеванием.
  • Медики предполагают, что аутизм может быть наследственной аномалией и передаваться на генном уровне. Подтверждением этого могут быть проявления этого заболевания у нескольких членов одной семьи. Но до сих пор не выявлены гены, которые отвечают за возникновение аутизма.
  • Причиной появления аутизма могут быть гормональные и иммунные нарушения, всевозможные расстройства нервной системы.
  • Некоторые считают, что появление болезни могут спровоцировать детские вакцины. Однако этому нет подтверждения. Если какие-то изменения произошли после вакцинации, это может быть первым сигналом на нарушения, которые раньше себя не проявляли. А прививка послужила лишь пусковым механизмом.
  • Влияют на возникновение аутизма окружение, отношения в семье, условия проживания. Развитию заболевания может привести затянувшаяся депрессия.

Рассматривая причины возникновения аутизма, можно сделать вывод, что чаще всего он развивается при совокупности нескольких вышеперечисленных факторов. Большое количество работ по изучению аутизма так и не привели к единому мнению и теории о лечении и возникновении этого заболевания.

Ученые определили три признака, по которым определяется наличие аутизма у детей:

  • Нарушение социального взаимодействия.
  • Возникновение трудностей при общении с окружающими людьми.
  • Особенности в поведении детей.

Обычно психиатры описывают симптомокомплекс, который наблюдается у пациентов. А вот клинические симптомы описываются очень разнообразно. Связывают это с тем, что аутизм, как и человек, очень многогранен и формируется он у каждого пациента в зависимости от личности больного и окружающей его среды по-разному.

Первые признаки аутизма у новорожденных могут появиться уже в трехмесячном возрасте, но они еще не вызывают опасений у родителей, т. к. нарушения в поведении малыша можно отнести к особенностям его характера и младенческий возраст.

Когда появляются первые симптомы аутизма у детей, родители обращают внимание на то, что малыш не может делать что-либо, выполняемое его сверстниками в каком-то определенном возрасте. Симптомы аутизма отличаются своей многочисленностью, так как каждый малыш индивидуален. Как проявляется у детей аутизм?

К симптомам аутизма у новорожденных детей и у детей более старшего возраста можно отнести такие:

  • ребенок не может правильно реагировать на разнообразные звуки;
  • у него повышенная двигательная активность,
  • отсутствует интерес к еде;
  • имеется привычка ходить на носочках;
  • малыш не плачет, если родители уходят куда-нибудь, не пытается улыбнуться им. Симптомы аутизма у детей

Одной из первых жалоб родителей является отсутствие, по мнению родителей, слуха у детей. Малыш при довольно громких звуках не показывает интереса к его источнику. На самом деле это можно объяснить тем, что в этот момент ребенок находится в своем замкнутом пространстве и он не будет реагировать на раздражитель, пока тот не будет доставлять ему дискомфорт.

Среди других симптомов можно выделить следующие:

  • Становится видна задержка в психическом развитии ребенка.
  • Ребенок старается избегать зрительных контактов, у него появляется нежелание смотреть в глаза окружающих людей.
  • Может не реагировать на вопросы и какие-то действия родителей и знакомых, не узнает тех, кто бывает с ним каждый день.
  • Проявляется неспособность слушать говорящего с ним человека и понимать те слова, которые он услышал.
  • Ребенок не может передать свои эмоции, чувства, требования и просьбы.
  • У малыша периодически возникает спонтанные нервозность, раздражительность, злость. Возникают трудности в понимании обыденных вещей. Ребенок отказывается выполнять элементарные просьбы и требования.
  • Дети, которые страдают аутизмом, чувствуют себя дискомфортно в обществе. Для их поведения характерны отстраненность от внешнего мира и желание находиться в одиночестве.
  • Одним из важных симптомов у детей среднего и старшего возраста могут быть неспособность к обучению. Ребенок не может формулировать предложения, говорить правильно даже при регулярном обучении.
  • Многие не переносят яркий свет. Они не любят каких-либо изменений, не нравятся им перемены, которые вносятся в их привычный режим.
  • У детей нарушается способность понимать полученную информацию, они не любят делиться чем-либо с окружающими. Симптомы аутизма у детей
  • Дети-аутисты могут по-разному относиться к присутствию или отсутствию матери: одни вовсе не замечают ее, а другие очень тяжело переносят уход и отсутствие мамы. Их реакция может закончиться тяжелым соматическим состоянием (повышенной температурой, рвотой).
  • В более старшем возрасте у детей появляется нежелание принимать участие в различных коллективных играх, дружить с детьми, у них отсутствует чувство сопереживания.

К сожалению, аутизм не лечится полностью. Однако вспомогательная терапия поможет в ликвидации нежелательных моментов поведения и будет способствовать нормальному развитию ребенка. Аутизм очень часто приходится дифференцировать с неврозоподобными состояниями и неврозами. Для уточнения диагноза врач собирает анамнез. При этом уточняются предполагаемые причины возникновения заболевания, рассматриваются присутствующие симптомы.

Детский аутизм — сложное заболевание. Но все же ребенка-аутиста можно попытаться вернуть к нормальному образу жизни, помочь ему адаптироваться к окружающему миру, если выполнять рекомендации врачей. Основой, из составляющих комплексного воздействия на больных аутизмом, является психотерапия. Психотерапевт поможет малышу, если это возможно, наладить контакт с окружающими его людьми, преодолеть страхи и психологические барьеры.

Дети могут получать образование в школе. Но здесь нужно использовать различные подходы и методы. Возможно обучение в малочисленных спецклассах и спецшколах, а может быть и интеграция, где одновременно учатся здоровые дети и страдающие аутизмом.

У ребенка можно попытаться развить связь с родителями, улучшить социальную адаптацию. Чтобы определить специфику отставания в развитии малыша, лечащий врач проводит тесты на аутизм, применяет различные схемы-опросники. Если в семье были умственно отсталые, врач назначает хромосомный анализ, проводят магнито-резонансное исследование при структурных изменениях в головном мозге. В случае частых эпилептических припадков назначают электроэнцефалограмму.

По показаниям для лечения аутизма у детей врач может назначить медикаментозную терапию. Детям с задержкой развития целесообразно назначить церебролизин, глутаминовую кислоту. По показаниям назначаются противосудорожные средства, успокаивающие препараты.

Лечением и наблюдением за больным ребенком должен заниматься опытный психолог, т. к. лечение будет длительным, а смена докторов может привести к ухудшению состояния малыша.

Уменьшению риска возникновения аутизма будет способствовать правильное отношение молодежи к беременности и ее планированию. Будущие родители должны пройти обследование, чтобы выявить хронические заболевания, если они есть. Будущая мама должна вести здоровый образ жизни, при беременности наблюдаться у врача-гинеколога. Симптомы аутизма у детей

Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. В некоторых случаях положительной динамики удается добиться быстро, а иногда на это уходят годы.

Родителям следует знать и помнить, что если ребенок страдает аутизмом, прежде всего его нужно любить и принять таким, какой он в данный момент есть. Ведь это не больные дети — они просто другие.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *